«80% КЛИЕНТОВ ОТДАДУТ ПРЕДПОЧТЕНИЕ „КИТАЙЦУ“. ДАЖЕ TESLA БЕРУТ ВСЕ МЕНЬШЕ». ЧТО ПРОИСХОДИТ НА РЫНКЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ?

На прошлой неделе Белорусская автомобильная ассоциация поделилась статистикой: согласно ей за прошедший месяц по отношению к октябрю 2022 года рынок вырос почти в пять раз. На это повлияло появление новых китайских брендов, активно завоевывающих наши салоны. Так, например, премиальный Voyah за четыре месяца продаж вышел на первое место в сегменте электромобилей, отмечают в БАА. Лизинговая компания «Райффайзен-Лизинг» рассказала журналистам onliner.by, как часто покупатели «электричек» предпочитают «китайцев» «европейцам» и «американцам».

Белорусы стали чаще предпочитать электрокары машинам с ДВС?

— Два-три года назад запросов на электромобили было минимальное количество — около 5% от общего числа. Сейчас сделок по электрокарам становится все больше с каждым месяцем, — рассказывает Сергей Шакиров, руководитель отдела легкового транспорта «Райффайзен-Лизинг». — Например, за 10 месяцев этого года доля финансирования электромобилей увеличилась более чем в два раза по сравнению с таким же периодом 2022-го.

— С чем это связано? Во-первых, государство «стимулирует» белорусов освобождением от уплаты таможенных пошлин, НДС. На электрокары более низкий утилизационный сбор по сравнению со ставками для ДВС.

Еще свою роль сыграло то, что Китай остался дружественной нам страной и привезти оттуда автомобиль не так уж и сложно. Число фирм в Беларуси, предлагающих услуги по покупке и доставке таких машин, растет постоянно. В связи с этим (а еще с уходом некоторых премиальных европейских брендов вроде Mercedes) на нашем рынке становится все больше и больше китайских автомобилей в принципе. И если несколько лет назад они ассоциировались с дешевизной и ненадежностью, то Geely, так активно продаваемый сейчас в РБ, эти стереотипы разрушили.

Электромобили каких марок предпочитают белорусы?

— Наши клиенты чаще всего выбирают премиальные китайские электрокары: это Li, BYD, Zeekr, Voyah. Из интересных моделей — был запрос по электрическому Lotus, однако автомобиля не было в наличии у продавца, а покупатель оказался не готов отдавать такую крупную сумму денег, не видя авто вживую.

Китайские производители, видимо, поняли, что конкурировать с европейскими машинами с ДВС сложно, поэтому все новые технологии стали внедрять в электрокары. Автолюбители это видят. Многие, сравнивая соотношение цены и качества отделки/характеристик, все-таки отдают предпочтение «китайцам» — как минимум 80% наших клиентов, которые покупают электромобили, поступают именно так. Даже Tesla берут все меньше и меньше.

А из «европейцев» что чаще всего берут?

— BMW iX, Audi e-tron, Volkswagen ID.4 и ID.6. Если говорить о «китайцах» в целом, в том числе о машинах с ДВС и гибридными установками, то сейчас машины из Поднебесной выбирают 90% наших клиентов. Два года назад такая статистика была обратной.

Активно ли электромобили берут юрлица — службы такси, доставки?

— Они присматриваются к электромобилям стоимостью около $20 000. Это, например, BYD Dolphin. В ближайшие месяцы в Беларуси официально появится FAW Bestune Nat — думаю, модель тоже вызовет большой интерес у наших автопарков. Год-полтора без «бюджеток» вроде Accent, Polo, Rio и т. д. — и у нас станет еще больше китайских электрокаров по относительно невысокой стоимости.

За какими суммами к лизинговым компаниям чаще обращаются клиенты?

— В лизинге аванс ограничен — он может быть не меньше 20 и не больше 40 процентов. Следовательно, клиентам нужно от 60 до 80 процентов финансирования. Суммы при этом абсолютно разные.

Юрлица при этом обычно обращаются за средствами на срок не более трех лет. Физлица чаще всего пользуются возможностью оформить лизинг на 5 лет — то есть на максимальный срок. Но при этом в большинстве случаев они гасят долг досрочно. Средний жизненный цикл по всем договорам лизинга — примерно 20—28 месяцев.

Сейчас у «Райффайзен-Лизинг» появился новый продукт, он актуален до конца года. Мы предлагаем любому клиенту, который приобретает электромобиль, профинансировать его по специальной ставке — 10,9% в белорусских рублях на первый год. Срок лизинга — до 5 лет, аванс должен составлять от 20%. Со второго года ставка будет меняться в зависимости от срока выплаты и других условий. Также в качестве комплимента вместе с сетью электрозарядных станций «Маланка» мы дарим заряд на 1000 км.